Образовательная программа МБОУ СОШ № 18
муниципального образования Усть-Лабинский район
Образовательная программа школы имеет следующую структуру:
Пояснительная записка.
Учебный план.
Программы, реализуемые в общеобразовательном учреждении.
Документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.
Документы, регламентирующие систему оценивания текущей учебной деятельности учащихся.
Перечень используемых учебников, учебных пособий, учебного и лабораторного оборудования.
1.Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №20 муниципального образования Усть-Лабинский район – это программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Образовательная программа МБОУ СОШ № 18 является общей программой деятельности администрации школы, учителей, родителей и самих детей.
Назначение настоящей образовательной программы - организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов, ступенями образования. Педагогический коллектив выявил общую, значимую для обучающихся научно-педагогическую проблему и предусмотрел ее комплексное решение на занятиях по различным дисциплинам. Такой проблемой для школы является реализация личностно ориентированного подхода с целью создания условий для формирования личности, обладающей толерантностью, высоким культурным уровнем, способной к саморазвитию, к успешной социализации и самоопределению в отношении будущей профессии. Такая миссия осуществляется педагогическим коллективом в рамках работы на базе школы, а также на этапах предпрофильного обучения. Важная роль в образовательном пространстве школы отводится внеурочному времени.
Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи программы.
Стратегическая цель образовательной программы школы - установить предметное и надпредметное содержание образования в школе, развитие личностных способностей ребенка, становление его способности быть полноценной, социально активной, конкурентоспособной личностью, обладающей набором ключевых компетенций.
Учебные цели:
выполнить государственный заказ на достижение учащимися уровня знаний, предписанного Государственными образовательными стандартами;
сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, имеющих надпредметный характер и обеспечивающих успешность интегративной по содержанию деятельности;
Социально-ориентированные цели:
формировать высокий уровень мотивации и технологической готовности учащихся к выполнению исследований в своей деятельности, требующих использования знаний и умений из разных предметных областей;
создать условия для приобретения школьниками опыта самостоятельного разрешения проблем в процессе образования на основе использования собственного и социального опыта;
Координирующие цели:
обеспечить целенаправленность, системность и единство деятельности всего педагогического коллектива в сфере содержания образования;
установить связь «предметных» целей (зафиксированных в образовательных стандартах по предметам) с общими целями школьного образования;
обеспечить единство образовательного процесса в школе как в области интеллектуального, так и нравственно-личностного развития ребенка, как в учебной, так и внеучебной деятельности, как в школе, так и в семье.
создать воспитательно-образовательную среду, способствующую формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе
Предлагаемая система педагогических целей напрямую способствует выполнению одной из главных задач школы - обновлению структуры и содержания образования, развитию практической направленности образовательных программ, а также миссии школы - ориентации содержания образования на приобретение учащимися основных компетенций, особенно навыков самоопределения и социализации, - в предметных и надпредметных образовательных областях.
2. Учебный план
Образовательный процесс школы осуществляется на основе учебного плана. Регламентируется расписанием занятий и разрабатывается школой самостоятельно на основе регионального базисного учебного плана. Учебный план школы состоит из 3-х компонентов - федерального, регионального и компонента образовательного учреждения.
3. Реализуемые образовательные программы
Виды программ
Срок освое-
ния Кол-во классов Уровень образова-ния, получаемый по завершении обучения Документ, выдаваемый по окончании обучения
1.Программа начального общего образования 4 года
1-4 кл 4 Начальное общее
образование
2.Программа основного
общего образования 5
лет
5-9 кл 5 Основное общее
образование Аттестат об основном общем
образовании
3. Программа среднего общего образования 2 года
10-11
Кл. 2 Среднее
общее образование Аттестат о среднем
общем образовании
Начальная школа (4 класс)
Особенности организации образовательного пространства начальной школы
Реализация образовательных целей и задач в начальной школе требует выполнения следующих условий организации образовательного процесса:
Обеспечить усвоение предметных знаний и умений всеми учащимися на уровне федеральных образовательных стандартов. Обеспечить процесс адаптации учебной деятельности.
Сформировать начальные общие учебные умения и навыки, элементы теоретического и логического мышления, основные умения самообразования.
Дать учащимся основное представление о своем крае, природных условиях и ресурсах, взаимодействии человека и природы, сформировать основы культуросообразного поведения в нашем регионе средствами изучения краеведения в курсе литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
Сформировать основы компьютерной грамотности.
Сформировать устойчивую учебную мотивацию к учебной деятельности, сформировать начальные знания и мире профессий.
Сформировать основные умения и навыки культурного поведения.
Сформировать основы личной гигиены и здорового образа жизни.
Основная школа (5-9 классы)
Особенности организации образовательного процесса основной школы
Реализация образовательных целей и задач в основной школе требует выполнения следующих условий организации образовательного процесса:
обеспечение дальнейшего развития интеллектуальных, познавательных, исследовательских умений учащихся, научить применять знания и способы деятельности в новой ситуации.
расширение возможностей образования по выбору (наличие в образовательном пространстве школы мест, где бы подросток мог бы выбирать формы и виды собственной деятельности);
изменение в методах обучения: использование активных, интерактивных, лабораторных, опытно-экспериментальных методов обучения;
включение проектной и учебно-исследовательской деятельности как основной в образовательный процесс: рост проектных, лабораторных, индивидуальных и групповых видов деятельности, увеличение доли самостоятельной работы с различными источниками информации и базами данных;
введение предпрофильной подготовки по выбору учащихся;
повышение практической, навыкообразующей направленности содержания образования;
повышение удельного веса решения различных творческих задач и проблем;
введение различных форм оценивания и контроля качества знаний в основной школе. Изменение системы оценивания (дифференциация оценивания: само и взаимооценивание, максимальная объективация оценивания, открытость критериев оценивания для учащихся).
Организация предпрофильной подготовки в основной школе
Система предпрофильной подготовки предполагает осуществление комплексной работы с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.
Основная задача предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
Организация предпрофильной подготовки на ступени основной школы предполагает создание в образовательном пространстве школы мест, где имеются условия, необходимые для формирования ключевых компетентностей, позволяющих старшеклассникам совершить осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Средняя школа (10-11 классы)
Особенности организации образовательного процесса средней школы
Построение модели старшей ступени школы предполагает следующие изменения условий в учебно-воспитательном процессе:
осуществление максимального насыщения учебного пространства элективными предметами, которые обеспечат школьникам реализацию их индивидуальных образовательных программ;
использование нетрадиционных организационных форм обучения и проверки результатов образовательной деятельности;
создание эффективной системы профориентационной работы с учащимися, профессиональной диагностики и профконсультирования совместно с психологом школы.
4.Документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
-Закон РФ «Об образовании»;
Типовое Положение об общеобразовательном учреждении, утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, в редакции постановления Правительства РФ 23.12.2002 №919; от 01.02.2005 №49, от 30.12.2005 №854, от 20.07.2007 № 459, от 18.08.2008 № 617;
приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года № 209
«О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
− постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. №184)
Закон Краснодарского края «Об образовании»;
Закон Краснодарского края «О мерах по обеспечению основных гарантий прав ребёнка в Краснодарском крае» № 827-КЗ от 29.12.2004г.;
Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» № 1539-КЗ от 21.07.2008г.;
Приказ ДОН Краснодарского края № 3197 от 10.06.2011г. «О проведении государственной аккредитации в образовательных учреждениях Краснодарского края»;
- Приказ ДОН от 31.01.2011 г. № 220 «Об утверждении региональных документов по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Краснодарского края»;
- Письмо ДОН от 06.04.2010 № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения»;
-Устав ОУ, локальные акты ОУ; приказы директора ОУ, протоколы педагогического совета ОУ, учебный план ОУ, план учебно-воспитательной работы ОУ, программа развития ОУ,
- акт проверки готовности ОУ
Документы, регламентирующие систему оценивания текущей учебной деятельности учащихся.
Итогом образовательного процесса в школе является сумма образовательных результатов, достигнутых учащимися. Инновационное развитие школы, использование новых образовательных технологий привели к результатам, которые не укладываются в привычные схемы оценивания: они выражаются в умении учащихся работать в команде, иметь высокий уровень учебной мотивации, владеть компетенциями, связанными с определенными образовательными областями, умении быть самостоятельными и конкурентоспособными.
Программа мониторинга.
Области школьной оценки можно классифицировать следующим образом:
индивидуальные результаты учащихся - в сфере развития у них компетентностных умений и навыков, выявляются в ходе психолого-педагогического мониторинга;
предметные результаты - результаты, полученные в процессе оценивания учителями школы на предметном уровне;
внутришкольные результаты - результаты, полученные в ходе административного контроля, итоговой аттестации учащихся;
внешкольные результаты - результаты олимпиад, конкурсов, соревнований, конференций и т.п.;
результаты, полученные в ходе независимой внешней оценки, - результаты Единого государственного экзамена
неформализованная оценка - портфолио.
Система оценивания результатов образовательной деятельности охватывает все классы, и все предметы.
Особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Образовательный процесс в школе строится по шестидневной рабочей неделе в 5-11 классах, пятидневной рабочей недели в 1-4 классах. Учебный год в школе начинается 1 сентября и продолжается 34 учебные недели во 2-11 классах, 33- в 1-х классах.
Инновационными особенностями образовательного процесса в школе являются:
1. Использование педагогической технологии личностно ориентированного подхода в рамках традиционных уроков и уроков, проведенных в нетрадиционной форме: урок-исследование, урок «Творческий отчёт», урок - деловая игра, урок «Удивительное рядом», урок-практикум и т. д.
2. Введение предпрофильной подготовки в 9 классах.
3. Совершенствование структуры и содержания системы общего образования, в т.ч.внедрение в УВП здоровьесберегающих технологий.
4. Внедрение в УВП информационных технологий.
5. Совершенствование воспитательной работы.
Инновационная деятельность педколлектива как системообразующий элемент образовательного процесса школы выступает в роли универсального развивающего механизма и позволяет более успешно решать задачи, поставленные образовательной программой. При такой организации образовательного процесса в большей степени удовлетворяются образовательные интересы и запросы учащихся, что придаёт ему гуманистический характер. Таким образом, образовательная модель школы оказывается на пересечении интересов общества и личности, что доказывает её самоценность.
Перечень интерактивных образовательных технологий, форм, методов и приемов, используемых в учебной деятельности учащихся
№
п/п Технология Ф.И.О. учителя Предмет
1 ступень обучения
1 Технология развития критического мышления
методы диалога;
приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
игровые методы;
рефлексивные приемы и методы;
методы диагностики и самодиагностики;
методики продуктивного, кооперативного, проблемного обучения;
методики развивающего обучения
Формы проведения учебных занятий:
• урок-экскурсия;
•урок-путешествие;
• урок-зачет;
•урок-соревнование;
•урок взаимообучения;
• интегрированный урок;
урок-аукцион;
• урок-игра.
Емельянова С.А.
Зарецкая И.П.
Русский язык
Математика
Литературное чтение
Кубановедение
Иностранный язык
Технология