Приложение 2
к письму министерства 
образования и науки
                                                                                                                   от 27.09.2012 № 47-14800/12-14
Методические рекомендации
 по организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОСов начального и основного общего образования в формате «интенсивов»

Внеурочная деятельность - важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам,  потребностям и способностям школьников. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.
В настоящее время существует несколько определений внеурочной деятельности. 
Под внеурочной деятельностью  следует понимать все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО).
Внеурочная деятельность школьников – это деятельность, которая направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности.
Внеурочная деятельность школьников – специально организованная деятельность, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, отличная от урочной системы обучения.
Внеурочная деятельность школьников – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности, о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время говорилось и ранее.
Однако именно сейчас в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования эта идея получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Широкий спектр возможностей школа может предоставить ребенку, если объединит свойства шести основных системообразующих компонентов, вплетающихся один в другой:
Первой из этих подсистем является воспитание в процессе обучения (уроки, исследовательские проекты, факультативные занятия спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д.).
Второй подсистемой – комплексы классных мероприятий, характерных для каждой возрастной группы школьников.
Третья подсистема – это годовой цикл общешкольных мероприятий по различным направлениям: познавательное, творческое, художественно – эстетическое, трудовое, экологическое, нравственное, формирование здорового образа жизни, правовое и военно-патриотическое, изучение основ пожарно-технических знаний и безопасности дорожного движения и т.д.
Четвертая подсистема – это участие в районных, краевых мероприятиях, в том числе с учетом региональных особенностей.
Пятой подсистемой является самоуправленческая общественная деятельность учащихся (ученическое самоуправление и детские общественные организации и объединения).
Шестую подсистему представляет дополнительное образование учащихся, реализуемое в школе путем создания внутренней сети кружков, клубов секций, а также расширением связей с учреждениями дополнительного образования. 
Интеграция вышеназванных компонентов образовательной деятельности образует единую систему массового вовлечения школьников во внеурочную деятельность. В результате у детей появляется широкий спектр выбора внеурочной деятельности, что позволяет привлечь к активной деятельности максимально возможное количество учащихся. 
Целесообразно позаботиться о реализации широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие.
При проектировании внеурочной деятельности необходимо выработать согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) о минимальном количестве времени участия каждого школьника во внеурочной деятельности, организуемой в образовательном учреждении. При согласовании мнений надо иметь в виду замечание о том, что время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
При проектировании системы внеурочной деятельности следует продумать формы и способы ее организации. 
В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. То есть предлагается применять известные формы воспитательной работы и дополнительного образования. Право выбора форм представляется педагогам и их воспитанникам. Формы организации внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение.
В «Методическом конструкторе внеурочной деятельности школьников» (авторы Д.В. Григорьев, к.п.н., П.В. Степанов, к.п.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО) предполагается  как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т. п.).
Понятие «интенсива» внеурочной деятельности заимствовано из системы профессиональной подготовки психотерапевта. В отличие от обычных традиционных плановых занятий, участники за время "интенсива" получают опыт в нескольких параллельных формах работы, которые стимулируют творческий процесс и дают место для обмена социальным и эмоциональным опытом. 
Итак, интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.

Организационные формы 
реализации интенсивов внеурочной деятельности:

Объединения по интересам (органы ученического самоуправления, детские общественные объединения, клубы, научные общества и др.), действующие по программам внеурочной деятельности на основе разработанных программ деятельности объединений;
Временные объединения по подготовке и проведению отдельных мероприятий (поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, праздники, проекты, акции, экскурсии и т. п), действующие по комплексным и тематическим программам внеурочной деятельности.
Согласно требованиям ФГОС любые выбранные образовательным учреждением формы (в том числе и интенсивы) должны быть отражены:
в программах внеурочной деятельности;
в расписании внеурочной деятельности;
в журналах учета внеурочной деятельности (дополнительного образования).

1. Отражение интенсивов в программах внеурочной деятельности.
 Программа, содержащая исключительно интенсивы внеурочной деятельности является комплексной, т.е. будет содержать в себе все направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Программа будет иметь модульную структуру, и состоять из автономных модулей, содержание которых предлагается школьникам для избирательного освоения. То есть школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает, занятия каких модулей программы он будет посещать после уроков в течение учебного года. 
Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности и направлен на решение своих собственных педагогических задач. 
Предусмотренные данной программой занятия в формате интенсивов могут проводиться в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов.

Основные модули программы
 

№    
Название модуля    Общее количество часов    Часы аудиторных занятий    Часы внеаудиторных активных занятий       
1    Общеинтеллектуальное направление: 
работа научного общества учащихся    34    34           
1.1    Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность    8    8           
1.2    Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем     18    18           
1.3    Конференция научного общества учащихся    8    8           
2    Общеинтеллектуальное направление: 
 проведение интеллектуальных викторин    34    34           
2.1    Составление вопросов к играм    10    10           
2.2    Игры и турниры    24    24           
3    Общекультурное направление: 
организация школьных праздников    68    14    54       
3.1    Разработка сценария    10    10           
3.2    Репетиционная работа    4    4           
3.3    Подготовка праздников    27        27       
3.4    Проведение праздников    27        27       
4    Социальное направление: 
выпуск общешкольной газеты    34    12    22       
4.1    Как делается газета    2    2           
4.2    Пробы    10        10       
4.3    Выпуск классной газеты    22    10    12       
5    Социальное направление: 
Работа школьных органов самоуправления    68    18    50       
5.1    Подготовка сбора  (заседания)    6    6           
5.2    Самоподготовка класса    18    4    14       
5.3    Проведение сборов (заседаний)     8        8       
5.4    Анализ сбора (заседания)    4    4           
5.5    Подготовка и организация школьниками  акций    10    4    6     

По данному образцу прописываются и другие модули. Набор модулей может быть самым разнообразным и зависеть от потребностей и интересов школьников, опыта организации внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Примерное содержание занятий
Модуль 1. Познавательная деятельность: 
работа научного общества учащихся (34 часа)
1.1. Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность (8 часов). Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.
1.2. Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (18 часов). Гуманитарная секция: актуальные темы гуманитарных исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы, дискуссии по актуальным гуманитарным проблемам современности, консультации по индивидуальным темам. Естественнонаучная секция: актуальные направления естественнонаучных исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы, посещение лектория музея, консультации по индивидуальным исследовательским темам.
1.3. Конференция научного общества учащихся (8 часов). Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение конференции с приглашением студентов и профессоров вузов. Беседа членов НОУ со студентами и профессорами о научной работе.

Дальнейшее содержание расписывается по аналогии с предыдущим модулем. При разработке подобных программ, в качестве образца можно использовать «Методический конструктор внеурочной деятельности школьников» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов), раздел «Образец программы организации внеурочной деятельности старших подростков».

2. Отражение интенсивов в расписании внеурочной деятельности.
Занятия интенсивными блоками в расписании планируются календарно конкретно по каждому занятию независимо от дней недели на весь учебный год, включая каникулярное время и выходные. 
Например,
Расписание интенсивов для 1-х (2-х, 3-х, 5-х) классов
 на 2012-2013 учебный год

 
Класс    Название   клуба, студии    Дата проведения    Количество часов
(не более 6-ти часов на один интенсив)*       
1а,в,г,д    Клуб «Прекрасное рядом»    31.10    2       
          02.11    2       
          10.12    2       
          06.01    3       
          21.01    2       
          28.01    2       
          11.02    2       
          14.02    3       
          25.02    2       
          10.03    2       
          17.03    2       
          29.03    3       
          07.04    2       
          12.05    2       
1а,в,г,д    Клуб «Краевед»    01.11    3       
          03.11    3       
          10.11    3       
          21.01    2       
          04.02    2       
          13.02    3       
          15.02    3       
          03.03    2       
          17.03    2       
          27.03    3       
          14.04    2       
          28.04    2       
          19.05    3       
ИТОГО:    64 часа     
* - исключение могут составить только такие формы как многодневные походы, экскурсионные поездки, экспедиции (в этом случае на одну календарную дату может приходиться до 8-ми часов).
3. Отражение интенсивов в журналах учета внеурочной деятельности.
Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем (педагогом, реализующим программу интенсивов) в Журнале учета внеурочной деятельности (дополнительного образования). Оформление журнала осуществляется в соответствии с требованиями к заполнению журналов учета проведенных занятий. Содержание записей  в Журнале и занятий должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности и расписанию интенсивов.
Например (оформление правой страницы в журнале),
 
Дата    Содержание занятия    Количество часов    Подпись педагога       
17.02    Подготовка творческого дела – “Фильм! Фильм! Фильм!”. Репетиция с ведущими мероприятия. Изготовление наглядности. Подбор музыкального оформления мероприятия.    3     

Образовательная программа ФГОС

    

Сведения об образовательной организации
ВНИМАНИЕ!!!
Меню сайта
Статистика
Категории раздела
Поиск
Вход на сайт
Сетевой город
Госуслуги
Министерство образования и науки РФ
Независимая оценка качества образования
100 баллов для победы
Региональные проекты КК
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Пятидневка или шестидневка в школе?
Всего ответов: 22
Мини-чат
Телефон доверия